Расследование причин катастрофы SSJ только начинается, а Индонезия уже приостановила закупки лайнера. Остальные заказчики могут потребовать скидок, отмечают эксперты, не исключен рост ставок за страхование

Sukhoi Superjet 100 выполнял первый в своей истории демонстрационный тур по шести странам Азии. 9 мая он пропал во время полета в окрестностях Джакарты. А вчера утром обломки самолета были найдены в районе горы Салак. На борту было 48 человек — граждане пяти стран, включая восемь россиян, все они являлись сотрудниками производителя самолета — холдинга «Сухой». Выживших нет.

Президент государственной ОАК Михаил Погосян, замминистра промышленности Юрий Слюсарь и чиновники Межгосударственного авиационного комитета вылетели в Джакарту, чтобы участвовать в расследовании инцидента вместе с индонезийскими авиавластями. В России по факту крушения возбуждено уголовное дело.

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/companies/news/ … z1uchQjqiL

Первая реакция

Причины трагедии еще будут выясняться. Так что делать выводы рано, заявил вчера и. о. вице-премьера Дмитрий Рогозин: «Многие эксперты говорят о том, что техника работала безотказно. Возможно, это был человеческий фактор».

И все же как минимум один заказчик самолета — Индонезия решила приостановить закупку SSJ. Ситуация изменится только после выяснения причин катастрофы, заявил агент индонезийской посреднической компании РТ Тримарга Рекатама, которого цитирует «Интерфакс». Индонезийская Kartika Airlines собиралась купить 30 SSJ 100, первые поставки ожидались в сентябре этого года. Но теперь сроки могут измениться из-за катастрофы, сообщил представитель Kartika Арифин Семан. «Трагедия могла быть связана с двигателем, системой управления или же системой навигации. Пока что мы заняли выжидательную позицию», — передают слова Семана индонезийские СМИ.


До сих пор на SSJ 100 было 168 твердых заказов. Крупнейшие — от Kartika, «Аэрофлота» и американской Pearl Aircraft (по 30 самолетов).

«Аэрофлот», который уже эксплуатирует семь лайнеров, отказываться от них не собирается, сообщается в твиттере авиаперевозчика: «Все SSJ проходят ежедневный технический осмотр, рейсы выполняются по расписанию». Pearl Aircraft «обеспокоена» новостями о крушении, сообщил «Ведомостям» представитель компании, но дальнейшие планы комментировать отказался.

«Сухому» не избежать негативных последствий, самолет уже несет существенные имиджевые риски, заказчики наверняка будут просить скидки, считает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. А если обнаружатся технические неполадки, это может вылиться в отзыв лайнеров на доработку и крупные штрафы, добавляет он.

Правда, сами заказчики о таких последствиях пока не говорят. О пересмотре контракта речи не идет, все будет зависеть от итогов расследования, говорит сотрудник «Аэрофлота» (представитель компании комментировать это не стал).

Дорогая страховка

Ответственность «Сухого» перед третьими лицами при эксплуатации разбившегося SSJ 100 (включая «служебных» пассажиров и экипаж) застрахована на $300 млн в компании «Капитал страхование» (группа «Росгосстрах»). Лимит ответственности по ущербу жизни и здоровью пассажиров — $50 000 на человека, уточняет вице-президент «Капитал страхования» Владимир Яшков. А сам самолет был застрахован по его каталожной цене — $34 млн, добавляет представитель ОАК.

Лимит контракта велик, но большую часть суммы «Капитал страхованию» возместит пул английских перестраховщиков, отмечает источник в одной из страховых компаний (обычно доля самого страховщика в таких контрактах — 5-15%, уточняет заместитель гендиректора по авиационному страхованию компании «Альфастрахование» Илья Кабачник).

Вся история может негативно повлиять на отношение к российским страховщикам со стороны иностранных игроков, а ведь тарифы для отечественных перевозчиков и так в разы выше, чем, например, для British Airways, рассуждает источник «Ведомостей». Кабачник напоминает о катастрофе Су-35 на полигоне (2009 г.): была та же негативная картина и теперь контракты по этому виду страхования могут подорожать в разы. Более того, продолжает Кабачник, история с SSJ 100 — очень тонкая юридическая тема: это экспериментальный полет, который не подпадает ни под одну международную конвенцию, юристы пострадавших могут выставить многомиллионные иски.

Впрочем, есть и другие мнения. Это не испытательный полет, SSJ уже серийный самолет, не согласен зампред правления «Согаза» Николая Галушин. Катастрофа в Индонезии никак не повлияет на тарифы по авиастрахованию, уверен он.

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/companies/news/ … z1uchk3J00